Во время Великой Отечественной войны шоферами трудились даже женщины

В 1941-м всю мощь государства направили на помощь фронту для разгрома врага. Автотранспортные предприятия страны отправляли на поля сражений Великой Отечественной технику, на которой в мирное время перевозили пассажиров и сельхозпродукцию. Не остались в стороне и транспортные предприятия Башкирской АССР. К примеру, Месягутовская автоколонна почти всю технику передала армии. На оставшихся в тылу машинах пришлось работать женщинам, которые на ходу осваивали шоферскую профессию.


Автоцех, ставший впоследствии Месягутовским автотранспортным предприятием «Башавтотранса», возник 15 августа 1938 года. Спецколонна была образована по приказу Башавтоотряда народного комиссариата связи СССР в селе Дуван Дуванского района. Начальником Дуванской спецавтоколонны назначили Александра Ивановича Минчука. 7 марта 1939 года Башавтотрест «Союззаготтранса» объединил Дуванскую, Месягутовскую и Кигинскую колонны в Месягутовский автоотряд, к которому присоединились еще Ярославская, Учалинская и Большеустьикинская колонны. Основная база находилась в селе Дуван, а Месягутовская и Учалинская автоколонны продолжили работу на прежних местах.  

База автоколонны в селе Дуван располагала деревянным помещениями для ремонта автомобилей на четырех машинистов. В деревянном доме конторы размещались все службы автоколонны, находился красный уголок и столовая, где готовили для водителей. Токарный и сверлильный станки, вулканоаппарат размещались в каменном помещении. Компрессор для накачки автомашин – под навесом. Электростанция-локомотив обеспечивала только автоколонну и сушилку для дров. Заправка автомобилей была на территории базы. Все помещения отапливались дровяными печами. Снабжение запчастями, материалами было организовано через Башавтотрест из Уфы.

Автопарком в основном перевозили зерно в Сулеинский и Красноуфимский элеваторы. 

Машины зачастую простаивал из-за недостатка топлива, потому расходование и отчетность по бензину были очень строгими.

В 1939 году 80 автомобилей автоколонны перебросили на Финскую войну. В 1941 году все автомобили, за исключением ГАЗ-АА и газогенераторных, были отправлены на фронты Великой Отечественной войны. Остальные 26 машин были сосредоточены в селе Дуван. Поскольку шоферов не хватало, были организованны краткосрочные курсы вождения для женщин. По брони были привлечены шоферы-наставники Ростовцев и Гареев. Женщины работали шоферами и перевозили зерно, скот, мясо, кожу, шерсть и кору. Трудились 13 часов в сутки, а в некоторые месяцы и более. За невыполнения задания шоферов строго наказывали, приравнивая к изменникам Родины. Выполнявших и перевыполнявших задание месяца поощряли мукой или зерном, а к праздникам снабжали мясом, присваивали звание Стахановца. Все старались выполнить месячное задание, не считаясь с отдыхом или другими личными делами. Все было направлено на помощь фронту для разгрома врага.

Женщинам-шоферам тяжело было работать на оставшихся автомобилях. Без ежедневного ремонта невозможно было выезжать, поэтому приходилось работать по 18-20 часов в сутки, чтобы выполнить задание по перевозке груза. Проработав несколько месяцев шоферами, представительницы прекрасного пола стали увереннее выезжать на линию и даже ремонтировать автомобили в случае неисправности.   


1 мая 1943 года Учалинский автоотряд перешел в Месягутовский, который к этому времени располагал 130 единицами техники общей грузоподъемностью в 290 тонн. Это были машины московского завода АМО, ставшие первым советским грузовым автомобилем, среднетоннажные грузовики Горьковского автозавода ГАЗ-АА, знаменитые «трёхтонки» ЗИС-5, которые были основным транспортом армии во время Великой Отечественной войны, а также несколько газогенераторных машин, работающих на дровяном топливе.  

Для рабочих было организовано подсобное хозяйство и столовая с разовым питанием. На 12 гектарах выращивали картофель, капусту, свеклу, морковь, пшеницу, овес. В автоколонне было три лошади, пять коров и более сотни свиней. Подсобное хозяйство существовало до 1949 года.

В 1953 году авторота выполнила план грузоперевозок к 36-й годовщине революции. За успехи в труде управляющий Башавтотрестом Божуховский лично вручил коллективу переходящие знамена Обкома КПСС и Совета министров Башкирии. 

Через год автороту передислоцировали из Дувана в село Месягутово. В этом же году появились первые услуги для пассажиров. Авторота получила четыре грузотакси, которые перевозили пассажиров по маршрутам Дуван – Сулея, Ярославка – Сулея, Большеустьикинск – Сулея. В 1955 году автоколонна получила четыре 20-местных автобуса ПАЗ-651. Для работы на пассажирских машинах подобрали самых лучших и дисциплинированных водителей - Леванова, Камалетдинова и Ростовцева.

В 1958 году Башавтотрест объединил Месягутовскую автороту и Месягутовскую автобазу в Кигах в Месягутовское автохозяйство в селе Месягутово с филиалом в Кигах. В 1964 году при автохозяйстве были организованы курсы шоферов. Учебные наглядные пособия – агрегаты, узлы, отдельные части автомобиля в разрезах - были изготовлены в мастерской. В 1977 году впервые были образованы бригады водителей. Сначала пять бригад в грузовой колонне, а позже семь - в пассажирской. Через год впервые был образован бригадный подряд по вывозке асфальтобетонной смеси, гравия, щебня на дорогу Месягутово – Сулея. В 1984 году закончили асфальтирование 87 километров дороги Месягутово – Кропачево. 

Со временем дороги стали лучше, повысилась скорость автомобилей, сократились поломки у машин. Водителям стало намного легче совершать поездки и перевозки грузов. Наряду с основной работой по перевозке грузов, пассажиров, ремонтом автомобилей, коллектив автотранспортного предприятия активно участвовал в благоустройстве территории АТП, сажал деревья около кинотеатра и парка «Победы», ежегодно принимал участие в субботниках, а также в посеве зерновых, уборке хлебов, свеклы, картофеля.

С 1983 года Месягутовское автотранспортное предприятие - одно из крупных автотранспортных предприятий северо-востока Башкирии. Предприятие перевозило хозяйственные грузы и пассажиров. Грузовой парк состоял из 36 автомашин разной грузоподъемности и назначения. На территории АТП располагался бокс для техобслуживания и ремонта автобусов, грузовых автомашин, административные здания, автозаправочный пункт, котельная на газовом топливе, плотницкий цех, магазин запчастей, автошин и других товаров. 

Сегодня это автотранспортное предприятие - одно из самых крупных на северо-востоке Башкирии. Месягутовское АТП перевозит пассажиров Дуванского, Мечетлинского, Белокатайского, Кигинского и Салаватского районов, а также работает на междугородних маршрутах.


Ермолаевская автоколонна Мелеузовской автороты 1939 год


Возврат к списку